В Севастополе самым известным воинским памятником, своеобразной эмблемой города является памятник Затопленным кораблям. Этот памятник и сегодня можно увидеть на гербе Севастополя. Памятник в виде искусственной скалы установлен от берега в 10 метрах. Двуглавый орел из бронзы, распластавший крылья, помещен на изящную колонну с коринфской капителью. У него лавровый венок и якорь, который он держит над волнами бухты, которая в Первую оборону стала могилой затопленным кораблям.
Бронзовая плита прикреплена к основанию памятника. На ней нанесена карта Севастопольской бухты и линия затопления кораблей, на которой написано: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 годах для заграждения входа на рейд». Колонна диаметром 0,95 м имеет высоту 7,08 м, а у памятника высота — 6,66 м. Памятник привлекает не только красивым внешним видом, пронизанным морской романтикой, но и неординарностью события, посвященному ему.
Историческое событие, которому посвящен памятник
В сентябре 1854 года к берегу Севастополя пришвартовался англо-французский флот, который был технически совершеннее и намного мощнее Черноморского флота. Пришлось поперек фарватера затопить 5 линейных кораблей и 2 фрегата, чтобы вражеский флот не проник в гавань. Экипажи, оснащенные корабельной артиллерией, пошли защищать бастионы. До сих пор ведутся споры о правильности этого трагического решения, которое было принято по инициативе князя А.С. Меньшикова, но ему жестко сопротивлялся В.А. Корнилов, в то время бывший старший флотский начальник в Севастополе. Корнилов предлагал выйти в море всем флотом, и или разгромить врагов, или умереть. Но, военный совет флота, включая и П.С. Нахимова, поддержали приказ главнокомандующего.
Вражеский флот в несколько раз превосходил эскадру Севастополя и по вооружению, и по количеству военных, и по скорости, и по маневренности, поскольку в его распоряжении находились пароходы, а у русского флота были только парусные суда. Все-таки В.А. Корнилов послушался товарищей и дал этот драматический приказ – у входа в бухту топить корабли и до последних сил защищать Севастополь.
1-я оборона Севастополя, продолжавшаяся в течение 349 дней, началась 10 сентября, после того как 2 фрегата и 5 линейных кораблей легли на дно вдоль линии современного мола. В этом же году 14 ноября страшная буря разметала вражеский флот, и было повреждено заграждение из затопленных судов. После этого был затоплен еще один корабль, а в январе пришлось затопить еще несколько судов. В конце августа 1855 года войска Черноморского флота отходили на Северную сторону, и пришлось затопить последние корабли в разных частях Севастопольской бухты. В ней всего пришлось затопить 75 боевых судов и кораблей, и 16 вспомогательных судов, в том числе шхуны.
Экипажи затопленных кораблей, защищая город на бастионах, возводили укрепления, называя их именами своих судов. Так в истории появились Язоновский, Чесменский, Ростиславский и иные редуты, который были названы в честь строивших и защищавших экипажей кораблей.